Вот
еще один из мастер-классов, которые я хочу предложить вам. Как
обычно, начинаем с белого листа. Отыскиваем в интернете
фотографию героя карикатуры. Кстати для шаржа, и это не
маловажное обстоятельство, требуется вдохновение. У меня,
например никогда не получалось делать шаржи на всех подряд.
Некоторых людей я буквально не чувствую. Зато тех кто мне
нравиться я рисую даже не глядя на фото.
На этот раз мне попался
Зиновий Гердт, или Паниковский, как мы больше привыкли его
видеть. Вообще лица артистов очень выразительны, а особенно
старых артистов, поэтому то я и увлекся старичками, но не
подумайте, что я герантофил, ради бога.
На фото сразу бросаются в глаза густые, черные
брови, большой нос и неправильный прикус, за счет чего нижняя
челюсть немного оттопыривается вперед. Попробуем на рисунке
преувеличить именно эти детали.
Делаю набросок. На наброске рисуем расположение
частей лица примерно так, как они должны располагаться на шарже,
с той лишь разницей, что я обычно рисую основание носа. Нос ведь
довольно объемная часть лица, размеры которой у некоторых
индивидов могут быть довольно значительными. Потом мы всегда
успеем его вытянуть. Сейчас главное показать характер и
направление движения. Например брови - двигаются в направлении
лба. Они сходятся домиком над переносьем. Тоже характерная
деталь.
На следующем этапе я, как и обещал, вытягиваю нос
до нужных размеров и расставляю части лица так, чтобы они
смотрелись как единая композиция, при этом слегка преувеличивая
не только размер но и форму. Заметьте, что-то я уменьшил,
например глаза, что-то увеличил, например нос, брови, уши, и
мешки под глазами.
Так работая карандашом и резинкой я придаю
рисунку немного объема. На этом этапе я прорисовываю рот,
который честно вам признаюсь нарисовал используя шаблон.
Я просто уже видел раньше у других карикатуристов подобное
изображение рта. Поэтому, когда я увидел фото Гердта, я сразу
подумал, "вот точно такой рот как на той карикатуре". Однако не
подумайте, что я взял его с чужой карикатуры так как он был так
нарисован. Ничего подобного, я использовал его так же как
используют старые протезы, подогнав к моей натуре. Главное,
посмотрите, как он здорово вписался.
Рисовать одну голову немного скучновато. На этот
раз я решил изобразить своего героя целиком. Вот так, на мой
взгляд он должен выглядеть. Я немного порылся в интернете.
Посмотрел фотографии из "Золотого теленка". Правда тогда он был
еще не таким старым, но я исправил этот недостаток слегка
подогнув ему ноги.
Теперь рисунок окончательно готов для работы в
Photoshop. Для этого сканируем его, и
открываем новый формат А4. Я думаю, что этого мне хватит.
Затем переносим рисунок на открытый формат и в
палитре Image / Adjustments / Levels /
двигая ползунки, осветляем фон и делаем рисунок более
контрастным. На рисунке красными стрелочками показано, как
переносить рисунок и какие слои при этом получаются.
Затем в выносном меню, где стоит
Normal, щелкаем мышью и в открывшемся
списке выбираем Multiply
Это нужно для того, чтобы рисунок стал
прозрачным. Мы теперь можем его раскрасить, если будем это
делать на слое, находящемся прямо под нашей работой. Если такого
слоя нет, то нужно его незамедлительно создать, сщелкнув на
двойном квадратике внизу меню. При этом вываливается подсказка Create a new layer.
Выбрав в палитре цвета цвет, который как вам
кажется является базовым для данного лица, начинаем раскрашивать
лежащий под рисунком слой. Обычно я беру цвет прямо с
фотографии, используя пипетку. Базовый цвет должен быть чем то
средним между самыми светлыми оттенками кожи и самыми темными.
Так же надо учитывать индивидуальные особенности данного
человек, его возраст, национальность и прочие.
Я обычно делаю подмалевок сразу на всей работе.
Некоторые художники начинают работу верхнего левого угла и
заканчивают ее в правом нижнем. Что же касается меня, то я
сторонник классического подхода к рисунку, при котором работа
рисуется послойно, но сразу, целиком. При этом способе рисования
в работе, хотим мы того или не хотим, сохраняется цельность.
Так же большое значение имеет колорит. Работа,
которая выполнена в одних теплых или в одних холодных оттенках,
смотрится более завершенной, а что касается начинающего
художника, то используя теплый или холодный колорит, он тем
самым гарантированно избегает очень многих ошибок.
В самом деле, когда я увидел фото Гердта, я
удивился, какие у него густые, черные брови. Я подумал: "Он, что
красит их что ли?" Может именно брови и показались мне той
зацепкой. которая нужна в каждом шарже. Если нет за что
зацепиться художнику. то толку от такой работы не будет. Вот и
сейчас я начинаю с того что закрашиваю в первую очередь брови
черной краской.
Затем, начинаем прорабатывать форму деталей,
используя очень светлые и очень темные оттенки. Обычно я сперва
прорисовываю в тенях, а потом добавляю где надо света и бликов.
В своей работе я вовсе не стараюсь как можно
лучше скопировать фото, надеясь, что это даст абсолютное
сходство. Заметьте, что искусство шаржа заключается прежде всего
в умении творчески мыслить. То есть создавать на основе
фотографии или живой натуры что то свое. Ведь обратите внимание,
мой рисунок вовсе не копия с фотографии
Единственное, чем не стоит пренебрегать - это
материальность. Стоит сделать особый акцент при рисовании
морщин, небритости на подбородке. И самое главное, не стоит
забывать, что голова, сама по себе есть цельная форма. Исходя из
этого, если мы неправильно будем накладывать тени на детали,
такие как: нос, щеки, лоб и так далее, то голова не будет
смотреться цельно при этом. Поэтому, когда вы рисуете ту или
иную тень, не забывайте учитывать где находится источник света,
и куда падает при этом тень.
Я специально показал процесс завершения рисунка с
той целью, чтобы вы могли понять, что не стоить торопиться на
этом этапе. Чем более кропотливой будет ваша работа, тем более
на удачный результат вы сможете расчитывать в конце ее.
Но и перебарщивать при этом не стоит. Нужно чтобы
рисунок имел благоприятное визуальное восприятие. Конечно всего
этого можно добиться только путем постоянного рисования, которое
в конечном итоге дает опыт.
Я предлагаю, если вас заинтересовали мои рисунки
попробовать сделать то же самое самостоятельно. Найдите в
интернете фото какого ни будь артиста или политика и используя
последовательность, приведенную в моем мастер-классе,
самостоятельно сделайте шарж. Если вы затрудняетесь при
рисовании некоторых частей лица, глаз, носа, рта, то у меня на
сайте уже имеются разделы, помогающие новичкам освоить их
рисование. Советую всем желающим более внимательно их изучить и
воспользоваться теми шаблонами, которые там даны. Желаю всем
успеха!
В. Белозеров
|